В любом современном электроинструменте или бытовом приборе используется коллекторный двигатель. Это связано с их универсальностью, т. е. способностью работать как от переменного, так и от постоянного напряжения. Ещё одно преимущество заключается эффективном пусковом моменте.
Однако высокая частота оборотов коллекторного двигателя устраивает далеко не всех пользователей. Для плавности пуска и возможности менять частоту вращений был изобретён регулятор, который вполне возможно изготовить своими руками.
Принцип работы и разновидности коллекторных двигателей
Каждый электродвигатель состоит из коллектора, статора, ротора и щёток. Принцип его работы довольно прост:
- Ток подаётся на статор и ротор, соединённые друг с другом.
- Образуется магнитное поле.
- Из-за воздействия магнитного напряжения, ротор начинает вращаться.
- Щётки (обычно их изготавливают из графита) передают напряжение на ротор.
- При изменении направления тока в статоре или роторе, вращение вала происходит в другую сторону.
Помимо стандартного устройства также существуют:
- Электродвигатели последовательного возбуждения — обладают большей устойчивостью к перегрузкам (чаще всего используются в бытовых устройствах).
- Изделия параллельного возбуждения — имеют большее количество витков и небольшое сопротивление.
- Однофазные двигатели — лёгкость в изготовлении и широкий диапазон для применения, но низкий КПД.
Устройство регулятора
В мире существует множество схем таких устройств. Тем не менее всех их можно разделить на 2 группы: стандартные и модифицированные изделия.
Стандартное устройство
Типичные изделия отличаются простотой в изготовлении идинистора, хорошей надёжностью при изменении оборотов двигателя. Как правило, такие модели основываются на тиристорных регуляторах. Принцип работы подобных схем достаточно прост:
-
Заряд идёт на конденсатор.
- Через переменный резистор идёт напряжение пробоя Динистор.
- Далее он «пробивается».
- «Открывается » симистор, который отвечает за нагрузку.
- Чем выше будет напряжение, тем чаще будет «открываться симистор».
Таким образом, происходит регулировка оборотов коллекторного двигателя. В большинстве случаев подобную схему используют в зарубежных бытовых пылесосах. Однако следует знать, что такой регулятор оборотов не обладает обратной связью. Поэтому при изменении нагрузки придётся настраивать обороты электродвигателя.
Изменённые схемы
Конечно, стандартное устройство устраивает многих любителей регуляторов оборотов «покопаться» в электронике. Однако, без прогресса и улучшения изделий мы бы до сих пор жили в каменном веке. Поэтому постоянно изобретаются более интересные схемы, которые с удовольствием применяют многие производители.
Чаще всего используются реостатные и интегральные регуляторы. Как понятно из названия, первый вариант основан на реостатной схеме. Во втором же случае применяется интегральный таймер.
Реостатные отличаются эффективностью в смене количества оборотов коллекторного двигателя. Высокая эффективность обусловлена силовыми транзисторами, которые забирают часть напряжения. Таким образом, снижается поступление тока и двигатель работает с меньшим усердием.
Видео: устройство регулятора оборотов с поддержанием мощности
Главный недостаток такой схемы заключается в большом объёме выделяемого тепла. Поэтому для бесперебойной работы, регулятор должен постоянно охлаждаться. Притом охлаждение устройства должно быть интенсивным.
Иной подход реализован в интегральном регуляторе, где за нагрузку отвечает интегральный таймер. Как правило, в подобных схемах используются транзисторы практически любых наименований. Это связано с тем, что в составе имеется микросхема, обладающая большими значениями выходного тока.
Если нагрузка меньше 0,1 ампера, то всё напряжение поступает прямо на микросхему в обход транзисторов. Однако для эффективной работы регулятора необходимо, чтобы на затворе было напряжение 12В. Поэтому электроцепь и напряжение самого питания должно соответствовать этому диапазону.
Обзор типичных схем
Регулировать вращения вала электродвигателя малой мощности можно посредством последовательного соединения резистора питания с отсутствие. Однако у такого варианта имеется очень низкий КПД и отсутствие возможности плавного изменения скорости. Чтобы избежать такой неприятности, следует рассмотреть несколько схем регулятора, которые применяются чаще всего.
Особенности первого варианта:
- На ШИМ транзисторе имеется генератор пилообразного напряжения с частотой 150 Гц.
- В роли компаратора выступает операционный усилитель.
- Для изменения скорости используют переменный резистор, который управляет длительностью импульсов.
Как известно, ШИМ имеет постоянную амплитуду импульсов. Кроме того, амплитуда идентична напряжению питания. Следовательно, электродвигатель не остановится, даже работая на малых оборотах.
Второй вариант аналогичен первому. Единственное отличие, что в качестве задающего генератора используется операционный усилитель. Этот компонент имеет частоту 500 Гц и занимается выработкой импульсов, имеющих треугольную форму. Регулировка также осуществляется переменным резистором.
Как сделать своими руками
Если нет желания тратиться на приобретение готового устройства, его можно изготовить самостоятельно. Таким образом, можно не только сэкономить деньги, но и получить полезный опыт. Итак, для изготовления тиристорного регулятора потребуется:
- паяльник (для проверки работоспособности);
- провода;
- тиристор, конденсаторы и резисторы;
- схема.
Как видно по схеме, регулятором контролируется только 1 полупериод. Однако для тестирования работоспособности на обычном паяльнике этого будет вполне достаточно.
Если знаний по расшифровке схемы недостаточно, можно ознакомиться с текстовым вариантом:
- Питание от сети идёт на конденсатор.
- Конденсатор получает полный заряд и начинает работу.
- Нагрузка передаётся на нижний кабель и резисторы.
- С положительным контактом конденсатора соединён электрод тиристора.
- Один достаточный заряд напряжения
- Открывается второй полупроводник.
- Тиристор пропускает через себя нагрузку, полученную с конденсатора.
- Конденсатор разряжается и повторяет полупериод.
Использование регуляторов позволяет более экономично использовать электродвигатели. В определённых ситуациях такое устройство можно изготовить самостоятельно. Однако для более серьёзных целей (например, контроля оборудования для отопления) лучше приобрести готовую модель. Благо, на рынке есть широкий выбор таких изделий, а цена вполне демократичная.