Крестьяне Деревни Кашино Впервые Видят Лампочку Фото Окно как символ

Крестьяне Деревни Кашино Впервые Видят Лампочку Фото

Литовский путешественник, автогонщик и исследователь сталинских репрессий Антон Пустовалов нашел в рязанской Мещере место, где стояла Курша-2 — лесной поселок, который сгорел вместе с жителями в 1936 году.

История села Курша связана с выходцами из Великого княжества Литовского. В качестве погоста Курша упоминается в 1620-1630 годах, но люди поселились здесь куда раньше — их называли куршаками, «литвой головастой» и «литвой некрещеной».

Рязанский историк Борис Горбунов писал, что это были потомки пленных воинов, захваченных во время одной из литовско-московских войн. Ему вторила Ирина Красногорская в статье «Тайна куршацкого народа», опубликованной в газете «Новая Мещера» в 1991 году.

Лето 1936 года выдалось рекордно жарким. К концу июля температура воздуха достигала 37°. Из райцентра поступали распоряжения проверить пожарное оборудование, пахло дымом от горящих торфяников, горел лес в районе поселка Лесомашинный.

Пожар закончился так же быстро, как и начался. В ночь на 4 августа пошли сильные дожди, стих ветер, а пожар достиг полей. К 6 августа горело лишь несколько торфяников, на тушение которых прислали красноармейцев. Некоторые очаги тлели до весеннего половодья.

Но руководитель рязанского «Мемориала» Андрей Блинушов подсказал, что в архиве правозащитной организации есть справки ОГПУ и ВКП(б) по Тумскому району. Согласно этим документам, на лесозаготовках здесь широко использовался принудительный труд священнослужителей и верующих.

К 16 февраля 1930 года процент коллективизации по Тумскому району достиг 95% — в первую очередь за счет массового выселения «кулаков». По инструкции Рязанского окружкома, у зажиточных крестьян следовало изымать наделы, лошадей, дома и исправный инвентарь.

А вот воспоминания Ивана Алексеевича Кудряшева: «Мы тогда в Иванково жили. По деревне сундуки свои в землю закапывали, боялись, что сюда пожар придет. Тетка — отцова сестра ходила с огнем бороться. Выбрались они уже из леса на култуковское поле, а навстречу начальство, говорят: «Что это все на пожар, а вы с пожара?». Вернулись они и сгорели».

Пострадавшие получили бесплатно по 35 кубометров древесины на восстановление жилья, однако вскоре власти одумались, и Тумский райисполком постановил «обязать Тумский райлесхоз и райфо взыскать с колхозов и колхозников корневую стоимость бесплатно отпущенного леса в конце 1937 года».

Известно, что после пожара в Курше перед судом предстали директор лесокомбината Гавриил Субботин, его заместитель Петр Закурдаев, а также технический руководитель, главный инженер, председатель Тумского райисполкома, секретарь райкома Бегишев и начальник лесоохраны; по решению суда их перевели на другие участки работы с обязательством загладить вред .

3 августа 2011 года, в день 75-летия трагедии, в присутствии последней из живых свидетелей пожара Лидии Даниловны Смирновой (Абловой) на месте, где когда-то находилась Курша-2, был установлен памятный крест и мемориальная табличка.

Фото 5.jpg

Электроэнергетика и электротехника
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы "Специалисту по модернизации систем энергогенерации"
Освещение — kokorinva ударить лучину об пол или затоптать ее ногою считается большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца. Спрашивайте, я на связи!

Задание 16 ЕГЭ 2024 по русскому языку

Крестьяне Деревни Кашино Впервые Видят Лампочку Фото

kashino-1.jpg

В 1920 году жители деревни Кашино выстроили у себя электрическую станцию.

Тогда это было очень трудное дело: не было самых нужных материалов; гвоздь и тот стал в деревне редкостью.

И вот в такое время кашинские крестьяне сами, своими силами, по своему собственному желанию начали строить электрическую станцию.

Достали с большим трудом несколько мотков телефонного провода. Он был очень толстый, кручён-

ный из проволоки. Его разостлали по земле и стали раскручивать щипцами, клещами и просто голыми руками. Раскрутили — получилось много проволоки.

Из лесу привезли брёвна, распилили на столбы, гладко остругали.

Теперь надо было добывать электрическую машину — динамо.

Если в те времена нелегко было купить гвоздь, то каких же трудов стоило достать динамо-машину!

Поехали кашинские крестьяне в Москву. И куда бы они ни приходили, начинали разговор с того, что вот у Ленина есть план — провести электричество по всей стране; они, значит, по этому ленинскому плану и действуют.

И хоть не сразу, а добились кашинцы своего: получили динамо-машину.

Поставили по всей улице столбы, натянули проволоку, в каждую избу дали по электрической лампочке.

А когда всё было готово, послали письмо Ленину: пригласили его на открытие электростанции.

Письмо послали, а не верилось: где ж Ленину приехать, некогда ему.

Всё-таки стали готовиться. В самой большой избе поставили длинный стол, лавки, а всё лишнее — сундуки, кровати — вынесли вон. Наварили, напекли сколько могли угощения.

Ребятишки первые побежали навстречу. Машина остановилась. В ней сидели Владимир Ильич и Надежда Константиновна.

Начался в избе разговор. Ленин рассказал о победе Красной Армии над белогвардейцами, поздравил крестьян с-этой победой.

Ленин слушал с интересом. Когда рассказчик замолкал, Владимир Ильич его подбадривал:

У Ленина была замечательная память: он сразу запомнил, как кого зовут, и потом называл стариков крестьян по имени-отчеству: Алексей Андреевич, Василиса Павловна. Очень это старикам нравилось.

Разговор получился такой интересный и для Ленина и для крестьян, что никто и не заметил — день-то уже кончается. Беспокоился только один человек — фотограф. Он приехал снять Владимира Ильича вместе с крестьянами и теперь всё думал с тревогой: скоро вечер, снимок, пожалуй, не выйдет — свету мало.

— А. ну хорошо, — ответил Ленин, а сам продолжал вести разговор.

Курши нет. История сгоревшей мещерской деревни, из которой вместо людей эвакуировали бревна
Борис Горбунов, «Куришки («Литва», «Литва головастая», «Литва некрещеная»)». «Рязанская энциклопедия», том 1, стр. 546-547. Издательство «Пресса», 2000
Электроэнергетика и электротехника
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы "Специалисту по модернизации систем энергогенерации"
Зимой 1929-1930 в деревнях и селах Татарии наблюдалась страшная картина» — Реальное время 3 августа 2011 года, в день 75-летия трагедии, в присутствии последней из живых свидетелей пожара Лидии Даниловны Смирновой Абловой на месте, где когда-то находилась Курша-2, был установлен памятный крест и мемориальная табличка. Спрашивайте, я на связи!

Крестьяне Деревни Кашино Впервые Видят Лампочку Фото

Раскулачивание

Аренда земли и использование наемного труда были запрещены. Определением, кто есть «кулак», а кто «середняк», занимались непосредственно на местах. Единой и точной классификации не было. В некоторых районах к кулакам приписывали тех, у кого было две коровы или две лошади, или хороший дом. Поэтому каждый район получал свою норму раскулачивания.

Крестьяне Деревни Кашино Впервые Видят Лампочку Фото Окно как символ

Участники первых краевых курсов Конференции по колхозному строительству, 1928 год. Фото из фондов Государственного архива РТ

Комсомольский красный обоз колхоза «Ленинский путь» Октябрьского района. Фото из фондов Государственного архива РТ

Электроэнергетика и электротехника
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы "Специалисту по модернизации систем энергогенерации"
Тайна советской деревни Растесс. Куда исчезли все её жители Впервые Растесс упоминается в 1621 году в Дозорной книге Тараканова, где написано, что на Сибирском волоку на Растессе на Кырге-реке двор, а в нём живёт Тренка да Первушка Усольцы. Спрашивайте, я на связи!

Второе крепостное право: коллективизация 1929-1934 гг.

Керосиновое освещение

На распространении керосинового освещения сильнейшим образом сказалось классовое расслоение деревни: все зависело от покупательной способности крестьянина, и даже при всеобщем употреблении керосиновой лампы лучина в бедняцких домах держалась очень долго.

Широко были распространены коптилки — гасник (рус.), карасірниця (укр.) в виде маленькой жестяной лампочки с тонким, круглым фитильком, без стекла. Чуть мерцающее пламя распространяло едкую, удушливую копоть и давало мало света, так что еле можно было различать очертания предметов, но зато на коптилку шло очень мало керосина.

Электрического света деревня до революции не знала, его не знали и многие небольшие города. Электрические лампочки стали проникать в деревенский быт только при советской власти. Народ назвал их «лампочкой Ильича».

Фото 4.jpg

Электроэнергетика и электротехника
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы "Специалисту по модернизации систем энергогенерации"
Светцы Некоторые в те годы всерьёз говорили об огненных шарах, то и дело появлявшихся над рекой, о странных летающих объектах, якобы зависавших над Растессом. Спрашивайте, я на связи!

Другие лучинодержатели

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
✨Мир света
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: