Нормы государственных норм на строительство, изложенных в ДБН 360–92, регламентируют градостроительные планировки и застройки сельских и городских поселений. Эти правила распространяются на проектирование вновь созданных, реконструкцию и планомерную перестройку существующих мегаполисов и поселков городского типа.
Настоящие положения ДБН 360–92 обязательны для исполнения всеми государственными органами управления, регионального и местного самоуправления, организаций всех видов собственности, общественных союзов гражданских лиц, осуществляющих функции проектирования, строительных работ и благоустройства местности в городских и сельских поселках.
Положения общего порядка
Составление проекта городских и сельских застроек основывается на законах, имеющих значение для градостроительства, и на районных программах по решению главных экологических, социальных и экономических задач. Поселения проектируют в единой системе расселения страны с учетом территории административных центров, социальных и экономически сложившихся районов и природных условий.
В основу расположения планировки населенных пунктов и их застройки положена концепция, позволяющая отдельным группам населения развиваться в социальном и экономическом плане и обеспечивающая реализацию прав человека в соответствии с Конституцией.
Развитие поселений опирается на устоявшуюся и действующую систему городов и сел, новые населенные пункты проектируются в связи со строительством предприятий, добычей ископаемых или при отселении и эвакуации людей из проблемных в экологическом плане мест или зоны катастроф.
Дачные поселки и садоводческие товарищества располагают на тех землях, которые не используются в перспективе для расширения городских территорий. Долгосрочное проектирование городских новостроек предусматривает создание многофункциональных природных зон для расположения городского хозяйства. При планировке городов и поселков проектируют зеленые зоны для отдыха населения и обеспечения озонового обмена окружающей среды.
Проектирования городов и поселков согласно ДБН 360–92
Функциональная планировка городов
Территория населенного пункта делится на разновидности территорий по способу использования населением:
- селитебную зону;
- производственную часть;
- рекреационно-ландшафтную зону.
Селитебная территория в своем составе содержит весь жилой комплекс совместно с общественным сектором, больницами, учебными заведениями, зданиями городского управления, рынками, религиозными организациями. Все уличные и транспортные сети между указанными строениями также относят к этой зоне. Зеленые зоны в виде садов, парков, скверов и других озеленительных территорий относят к селитебной территории.
Производственная часть города размещает предприятия промышленности и производственные объекты, приравненные к ним. Научные институты с опытными цехами и площадками составляют часть производственной зоны. Сюда относят и зеленые зоны, предназначены для защиты от хозяйственной деятельности цехов, складские комплексы и отдельные коммунальные объекты, предприятия оборонного комплекса. Сеть транспортного сообщения в районе промышленной зоны относят к производственным районам. Разрешено размещение вне производственной зоны небольших промышленных предприятий, работа которых не предполагает выделения в окружающую атмосферу вредных примесей и не создает сильного шума.
В состав рекреационно-ландшафтной зоны входят:
- водные территории и озелененные пространства в черте города;
- зеленые зоны и различные части природного ландшафта;
- лесопарки, парки, городские зеленые зоны, леса;
- охраняемые сельскохозяйственные ландшафты, угодья;
- загородные зоны длительного и кратковременного отдыха;
- курорты в лечебной зоне.
Совершенствование планировки городской структуры привязывают к местам расположения историко-архитектурных памятников, охранными зонами архитектурных памятников.
Расположение общественных городских центров
В зонах основных структурно-планировочных участков города располагают территории для строительства учреждений культуры и быта и объектов общественного центра различных направлений. Количество строений такого типа определяется, исходя из величины поселка и потребности населения в тех или иных услугах. На число общественных зданий и, соответственно, величину планируемой территории, влияют исторические предпочтения, планировочная структура, рельефные особенности и роль поселка в системе переселения.
Городской общественный центр рассматривают как взаимосвязанную систему центров крупных районов планировки, промышленных зон и других структур. В каждой планировочной системе выделяют определенную систему улиц, площадей, автомагистралей и пешеходных дорожек. На размер площади общественного центра влияет количество населения, административное значение района, планы развития территории, природные условия.
В состав общегородского центра, в соответствии с ДБН 360–92, включаются объекты функционирования в здравоохранении, культурной и просветительной деятельности, которые требуют расположения в других областях.
Наиболее важными являются многофункциональные центры и комплексы, сформированные из нескольких учреждений и зданий. Их располагают в здании городского общественного центра и наделяют соответствующими функциями. Иногда их проектируют на въездах в крупные города или ставят на центральных осях других функциональных районов.
Специализированные центры, спортивные, оздоровительные, учебные и научные, не требующие для устройства много места, строят в любом районе города. Те из них, которые располагаются на большой территории, планируют на въездах в город или на пересечении центральных осей двух и более районов города.
Планировка сельских поселков в соответствии с ДБН 360-92
Территория сельского поселка по функциям подразделяется на две зоны:
- постройки селитебного типа;
- производственный район.
Селитебная территория сельского поселка состоит из помещений жилого типа, окруженными функциональными строениями, обеспечивающими разнообразную человеческую жизнедеятельность. К ним относят учреждения, обслуживающие предприятия, зеленые парки, скверы для отдыха, бульвары, улицы, стоянки машин, водоемы.
В состав производственной зоны по нормам ДБН 360–92 входят участки с расположенными на них предприятиями по переработке продукции сельского производства, автомастерские и базы сельскохозяйственной техники, ее ремонта и обслуживания. К ним относят склады и коммунальные строения, участки индивидуальных и фермерских хозяйств.
Реконструкция поселковых территорий
Иногда требуется перепланировка сельских поселков, в таком случае действия предусматривают по нормам ДБН 360–92:
- повышение санитарно-гигиенического состояния жизни людей путем упорядочения ранее применявшегося функционирования, выноса предприятий по переработке сельских продуктов за черту поселка в производственную зону, перемещение крупных транспортных путей в обход поселения;
- сохранение существующей сети улиц, компактное усовершенствование расположения пешеходных и автомобильных путей;
- замена и ликвидация разрушающегося жилищного фонда при сохранении пригодных для жизни и общественных функций капитальных строений;
- обеспечение производственной деятельности всех форм сельской собственности, аренда, личное подворье, в том числе и для жителей домов без приусадебных участков;
- обеспечение повышения бытового и культурного уровня за счет возведения новых недостающих общественных зданий;
- увеличение территории сельского поселка за счет привлечения к заселению окраинных земель, непригодных для использования в сельскохозяйственном производстве;
- прокладка новых сетей инженерной и технической коммуникации, осуществление дополнительного озеленения и благоустройства территории поселка.
Общественный сельский центр по нормам ДБН 360–92
Учитывая функциональные особенности сельского поселка, общественный центр относят к ведущему структурному элементу общественной и культурной жизни. В его состав входят управляющие здания и помещения культурно-бытовых услуг и площадь массовых мероприятий и гуляний.
Рекомендуемая норма площади общественного центра без окружающих парковых зон и спортивных площадок большой протяженности в соответствии с таблицами в ДБН 360–92 на одного жителя поселка составляет 8 м2 в маленьких селах и 12 м2 в больших городах. Общественный центр разбивают на зональные функциональные участки в зависимости от назначения различных помещений и строений.
Площадь открытого места для гуляний и массовых мероприятий проектируется с учетом 700– 800 м2 на одного поселкового жителя. В крупных поселках, где общественно-бытовой центр имеет не только внутреннее значение, но и районное, здания общественного центра соединяют с другими организациями, учитывая пешеходные пути в направлении производства и культурных потребностей.
Общие требования к селитебной территории
Планирование жилой застройки
Проектировочное решение жилой зоны проводят в зависимости от величины поселения и его структуры, используя взаимосвязь с другими участками поселков. В состав селитебной территории входят и взаимосвязано работают общественные зоны, места приложения безвредной для окружения работы, озелененные участки общего пользования, автомобильные и пешеходные пути.
Расчет размера селитебной зоны поселка ведется в зависимости от численности жителей, с условием предоставления каждой семье отдельного жилья. Определение размера жилой территории осуществляется на основе плановых показателей повышения количества жителей конкретного населенного пункта, учитывая размеры и этажность стандартных домов в этой местности. Для правильного планирования принимают во внимание жилища граждан, построенные на личные сбережения каждого горожанина.
Проектирование нового жилищного фонда ведется на свободных новых территориях, которые не используются для производственной и сельской деятельности, так и в районах реконструкции старых строений. Планирование селитебной зоны производят с учетом климата, удаленности от центра города, размещения памятников старины и архитектуры, этажности существующих строений, рельефа местности.
Размещение усадебных строений рекомендуется делать в наиболее пригодной для застройки зоне поселка с учетом планового развития населенного пункта. Это следует делать в черте города, на свободной территории, включая под застройку участки, считавшиеся раньше непригодными. Для размещения частных усадеб хорошо подходят зоны реконструкции жилищного фонда. На резервных территориях и зонах входящих в городскую черту планируют строительство частных домов с приусадебным участком.
Проектирование зданий на территориях и правила реконструкции жилых зон
В черте селитебной территории выделяют первичный элемент жилой структуры, получивший наименование жилого квартала. Он отличается ограничением по площади с помощью автомобильных или пешеходных улиц, естественными препятствиями, площадью около 40 гектар с полным набором общественных строений местного значения.
Кварталы с неполным набором общественных и культурно-бытовых строений формируются в маленьких городах и населенных пунктах и в условиях сложных рельефных проявлений. Если производится усадебная застройка квартала, то площадь квартала с неполным общественным обустройством может быть увеличена. Размещение детских садов и школ в соседних кварталах требует проектирования безопасных пешеходных переходов через магистральные пересечения.
Второй составляющей жилищной зоны является жилой район, этот структурный элемент имеет проектную площадь от 80 до 400 гектар. В его расположении формируется жилой квартал, размещаются предприятия и учреждения с радиусом действия до полутора километров. Границей района служат большие магистрали и дороги общественного значения, могут применяться естественные рельефные преграды. Районы в стадии проектирования формируются как обособленные самостоятельные единицы.
Еще одним элементом селитебной структуры является жилой массив, по площади превышающий 400 гектар, в который входит несколько жилых районов. Такие структурные элементы селитебной зоны характерны для крупных городов и мегаполисов. Они формируются как единый организм с размещением всех общественных и производственных зон для городского пользования. В составе жилых массивов строят несколько районов, работающих в связке друг с другом.
Площадь и тип структурных элементов определяется условиями расположения градостроительных поселений. В крупных городах селитебная территория состоит из жилых массивов и жилых районов, которые могут не входить в эти элементы.
Проведение усадебной застройки по правилам ДБН 360–92
Планируя селитебную зону усадебной застройки, следует разделять элементы структурного подразделения, которые устанавливаются в зависимости от величины поселка или города, требуемого уровня комфорта и экономичного расположения. Структурными подразделениями селитебной территории при выполнении усадебной застройки принято считать:
- на участках до 10 гектар выделяют группы жилых строений без общественного пользования;
- на территории до 50 гектар располагают жилые кварталы с неполным обеспечением общественного благоустройства;
- полное обслуживание районного значения располагают в жилых районах с площадью больше 50 гектар.
На площади, отводимой под застройку усадьбами, проектируют структурные элементы, связанные с планировочной застройкой населенного пункта и полноценной системой общественных построек. Район формируется отдельными жилыми домами с приусадебными участками, предусматривающими расположение хозяйственных строений или с их отсутствием. Такие районы содержат жилые дома, не превышающие высоты в 4 этажа. Размеры жилья и его высотность определяется в зависимости от местных условий застройки, размеров участка, благоустройства окружающей территории, прохождения трасс инженерного оборудования и других нормативов в соответствии с ДБН 360–92.
Площадь земельного участка, предоставляемого жителям для возведения домов, регулируется в зависимости от норм местных органов власти или самоуправления и в соответствии с кодексом земельного законодательства. В случае существующей застройки частный участок сохраняется в старых размерах, если это не помешает проведению реконструкции жилой зоны населенного пункта.
В площадь участка для усадебной застройки входит размер жилых домов и бытовых построек. Фронтальную ширину по улице принимают в зависимости от планировки района, рельефа, типов построенных или планируемых домов и гаражей. Учитывают условие комфортного проживания и нормы разрывов между домами и сараями по ДБН 360–92. Обязательно соблюдают принятый отступ от красной линии.
Расчетная плотность населения принимается в соответствии с величиной дворового участка. Чаще всего применяют двухэтажную блокировочную ковровую застройку на площади участка в пределах 200 – 340 м2. Иногда применяют другие схемы застройки, двухрядные или гнездовые.
Участки с наклоном больше 20% требуют террасного типа застройки, предусматривающего устройство специальных проездов для прохода пожарных машин и карет скорой помощи. Между проездами не должно быть расстояние больше 100 м.
Общественные постройки для общего пользования располагают в структуре усадебной застройки на территориях, хорошо доступных для всех жителей, на специальных участках. Их возводят в составе комплексных построек или в виде отдельно стоящих сооружений. Разрешено размещение их непосредственно в жилом доме с обязательным сохранением санитарных норм, расположенных в таблицах ДБН 360–92.
Районы усадебного строительства обеспечиваются не только уличными проходами и проездами, но и внутриквартальными проездами. Проезд с односторонним движением имеет ширину 3, м, а двустороннее движение обеспечивается шириной улицы в 5,5 м. Тупики имеют длину не больше 150 м, в конце предусматриваются площадки для разворота или кольцевые объезды.
В озеленительных посадках вдоль улицы размещают плодовые и декоративные деревья. Если ширина улицы меньше 12 м, тогда посадки и озеленение осуществляют при помощи палисадников частного участка. В каждой группе домов из трех — четырех элементов располагают детские площадки для игр с озеленением.
В городских жилых постройках возводят дома, устанавливающиеся отдельно или пристраиваемые к ним. Размещение построек хозяйственного назначения или для выращивания домашнего скота и птицы не разрешается в пределах красной линии участка. Строят их с соблюдением местных норм и правил застройки.
Противопожарные расстояния между двумя жилыми домами или хозяйственными строениями зависят от степени огнестойкости здания и от удаления горючих емкостей с газом или жидкостью на частных приусадебных участках. В приложениях ДБН 360–92 есть специальные таблицы для определения этого расстояния.
Использование норм и правил ДБН 360–92 позволит строить удобные и красивые города и населенные пункты, которые выполняют функции обеспечения всех потребностей местных жителей.