Роль подсветки дошкольных учреждений
Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.
Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).
Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:
- ухудшение зрения;
- появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
- снижение активности;
- ухудшение общего состояния здоровья;
- повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.
О необходимости организации освещения детских и спортивных площадок | Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
- обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
- в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;
Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений
На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.
Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.
Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:
- СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;
- СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила». Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий.
Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.
Освещение детской площадки в городской среде
Важное значение для функционально-композиционного решения детской площадки имеет освещение и цветовая среда.
Светоцветовая среда — воспринимаемая зрением, т.е. освещенная окружающая природная и архитектурно-пространственная среда. При дневном и, отчасти, сумеречном зрении, когда функционируют цветовоспринимающие рецепторы (колбочки) сетчатки глаза, «светоцветовая» и «световая» среда — синонимы; при ночном зрении, когда цвет не воспринимается глазом, можно говорить лишь о световой среде.
Светоцветовая среда может иметь два состояния освещения — естественное и искусственное, и два вида пространственной организации — интерьерная и экстерьерная. В дневное время, когда освещение носит «космический», «тотальный» характер, при котором в экстерьере все объекты, формирующие среду, и все точки пространства освещены равноценно — светоцветовая среда практически гомогенна.
Искусственное освещение средового объекта—одна из важнейших и быстро развивающихся сфер комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время.
В отличие от природного (дневного) освещения, искусственное создает новые условия функционирования и новые визуальные образы городской среды, так как:
• избирательно выделяет из темноты лишь функционально и композиционно необходимые элементы средового ансамбля — участки территории, пространства, объекты;
• предусматривает управляемые светодинамические (меняющиеся по цвету, во времени и пространстве) предметно-пространственные композиции [35].
Примеры светильников, применяемых для освещения внутри микрорайона:
а, 6, в — венчающие светильники; г — подвесные светильники;
Современная световая среда в городе создается осветительными установками, которые можно разделить на две группы:
· освещающие территории (горизонтальную поверхность земли);
· освещающие объекты (вертикальные фасадные поверхности).
При этом традиционной дизайнерской задачей остается поиск формы и стиля светильников и изделий различных систем искусственного освещения, выполняющих в дневное время роль малых форм и декоративно-пластических элементов среды детской игровой площадки.
NormaCS ~ Ответы экспертов ~ Можно ли применять светодиодные светильники в дошкольных образовательных организациях?
Должно ли Быть Освещение на Детской Площадке
[О необходимости организации освещения детских и спортивных площадок]Запрос
депутата ЗС Малкова Сергея Александровича Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
Естественно, в этом случае страдает имущество и благоустройство, возведённое на средства бюджета Санкт-Петербурга.
В связи с этим прошу Вас ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы целесообразным изменить состав обязательных работ по благоустройству дворов, выполняемых за счёт средств Санкт-Петербурга, включив в них оборудование освещения благоустроенных территорий, в особенности — детских и спортивных площадок?
2. Считаете ли Вы необходимым инициировать дополнительную адресную программу установки освещения на уже оборудованных детских и спортивных площадках?
Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева Сергея Анатольевича депутату ЗС Малкову С.А.
Рассмотрев Ваш запрос от 20.10.2011 N 108396-3, сообщаю следующее.
Осуществление мероприятий по комплексному благоустройству внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга регулируют Правила комплексного благоустройства внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, утвержденные приказом Комитета по градостроительству и архитектуре от 09.11.2004 N 88 (далее — Правила).
Согласно Правилам к элементам комплексного благоустройства относится наружное освещение площадок в соответствии с нормативными требованиями.
Создание и размещение элементов комплексного благоустройства должно осуществляться в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в соответствии с указанными Правилами.
Начиная с 2011 года во всех заданиях на проектирование нового строительства и реконструкции внутриквартального освещения обязательно предусматривается нормативное освещение детских и спортивных площадок.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Вестник Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга», N 41, 5 декабря 2011 года
О необходимости организации освещения детских и спортивных площадок
Информацию о значении атрибутов документа см. «Юридическая справка»
О порядке вступления в силу документа см. раздел «Вступление в силу»
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.1997 № 132-42 «О порядке внесения и рассмотрения депутатских запросов» предусмотрена особая форма обращения депутата (группы депутатов) — депутатский запрос. Решение об этом принимается на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.