Свет в фотографии. Часть 2
Многие свои любимые фотографии снятые в студии я сделал с одним источником света, несмотря на то что в моем распоряжении их было гораздо больше. Мне нравится снимать с одним источником поскольку такие фотографии выглядят максимально эффектно и естественно.
Ведь если у нас естественное освещение, то как правило это один источник света: небо, солнце, окно, лампочка.
В первой части этого материала мы определили, что объем в фотографии полностью зависит от свето-теневого рисунка, который в свою очередь зависит от направления света.
Направление света — это ключевой момент в создании объема. А значит и в итоговой выразительности снимка.
Самый плохой, «плоский» свет — это вспышка в лоб или свет, падающий на модель со стороны камеры. Как только мы начинаем отклонять источник света от оси объектива на снимке возникают свето-теневые переходы, а значит появляется объем.
Если у нас только один источник света, то под каким углом он должен падать на модель, чтобы фотография получилась наиболее эффектной?
Свет в фотографии. Часть 2 ⋆
Свет сверху
Прежде всего свет должен падать на лицо сверху. Когда я говорю об освещении сверху, я имею ввиду не фактическое расположение источника света выше головы модели, а о направлении света со стороны макушки. И наоборот, свет снизу это свет, падающий на лицо со стороны подбородка.
То, что верхнее и нижнее направление света, не связанно с высотой источника света обусловлено тем, что модель как угодно может наклонять голову или вообще лежать.
Почему желательно освещать человека сверху? Во-первых, потому что таков стереотип восприятия человеческого лица. В большинстве случаев мы видим людей, когда они освещены сверху. Такой свет воспринимается нормальным и привычным.
А во-вторых, это связанно с эффектом молодости и подтянутости кожи. А точнее с тем, как изменение угла падения света на лицо рисует на нем скулы или щеки.
Кожа с возрастом теряет упругость и лицо под тяжестью лет неумолимо сползает вниз ?
Визажисты, ретушеры и фотографы желая изобразить человека наиболее молодым, а его лицо более подтянутым подчеркивают скулы и скрывают щеки.
Представим себе человека, который не имеет супер очерченных скул. Его голову можно сравнить с яйцом, которое имеет выпуклую форму по всей длинне. И тогда расположение блика на лице будет полностью зависеть от угла, под которым на него падает свет.
Если свет будет падать на лицо примерно под 45 градусов сверху, то блик будет располагаться на скулах! Но если свет будет падать хотя бы немного снизу, то блик придется на область щёк.
Посмотрите, как меняется восприятие формы лица на этих снимках.
Обратите внимание на теневую сторону лица. В зависимости от угла падения света, блик опускается ниже в область щёк или поднимается выше в область скул.
В данном случае на модель светит окно, которое неподвижно, разница в освещении создается только наклоном головы модели, что еще раз убеждает нас, что фактическая высота источника света не важна. Имеет значение лишь угол падения света на лицо.
Фотография мобильным телефоном с доступным освещением
Когда Вы снимаете в условиях доступного (имеющегося) освещения, очень важно понимать его источники — откуда и куда падает свет, как он отражается от других предметов, как он ложится на модель или объект съемки.
Доступное освещение — это всякое освещение, до которого не коснулась рука фотографа.
Как только Вы поняли, откуда берется этот источник света, смело начинается использовать его. Представьте, Вы в баре. С одной стороны из окна пробивается вечерний мягкий солнечный свет, а с другой стороны светится неоновая вывеска. Комбинируя источники света, можно добиться интересных результатов.
Освещение в фотографии — как оно влияет на фото?
Выбор направления света для фотографии мобильным телефоном
Развивая тему, заданную выше, разберемся, какие направления нам будут интересны с точки зрения мобильной фотографии. Направление света, как правило, задается в отношении к объекту съемки, а это значит, что не только перемещение источника, но и перемещение самой модели изменит направление света.
Передний (фронтальный) свет может быть как мягким, так и жестким. Если первый призван обеспечить общую сглаженность объектов в кадре, то второй (жесткий) нужен для придания снимку объема при помощи стихийно возникающих теней. Как Вы уже догадались, профи мобильной фотографии зачастую комбинируют оба типа освещения.
Также могут быть интересны такие направления света, как:
- контровый , чтобы детализировать в кадре прическу модели;
- боковой , чтобы выделить черты лица (или подчеркнуть свойства объекта) при помощи теней;
- верхний и нижний — противоположные направления: источники размещаются сверху модели или прямо под ней.
По-настоящему хорошая фотография мобильным телефоном комбинирует в себе все перечисленные виды и направления света. Изучив их всех в отдельности и применив на практике, Вы научитесь подбирать совокупность источников в зависимости от обстановки. А потом начнёте экспериментировать. И это прекрасно.
Полдень
На фото внизу видны яркие светлые блики на лбу героини фото, а ее глаза и рот значительно затенены.
Пасмурная погода и сумерки
Наиболее мягкий свет солнце дает сразу, когда скрывается за горизонтом или, когда небо покрыто облаками. Благодаря такому мягкому свету, ваша камера сможет зафиксировать очень мелкие детали, обычно скрытые тенью. Это прекрасное время для съемок цветов и других красочных объектов.
На фото внизу свет на лице мальчика очень мягкий, умеренный, нет резких теней и бликов.
Свет и фотография
Фотографирование в помещении
Для фотографий в помещении источниками света могут быть лампы, потолочные светильники, свет из окон и вспышка камеры. Это дает вам определенную гибкость, так как вы можете отодвинуть светильник, включить или выключить его, тем самым регулируя направление и яркость света.
Как правило, чем больше в помещении света, тем лучше получаются фотографии. Тем не менее, вы не должны забывать о качестве света: некоторые светильники дают более сбалансированное освещение, по сравнению с другими.
Как добиться «лучистого» эффекта на снимках солнца и фонарей
Что касается солнца, то обычно оно бывает слишком ярким и агрессивным, чтобы служить точечным источником света, который бы мог создавать лучи. Поэтому фотографировать солнце рекомендуется либо поздно вечером, либо рано утром, когда оно находится низко, прямо над горизонтом. Хорошо подходит для съемок зимнее время, когда солнце почти не поднимается высоко в небо.
Заключение
Композиции «лучистых» снимков
Очень хорошо эта техника подходит для съемки праздничных огней и гирлянд. Каждая отдельная лампочка – это индивидуальный точечный источник света, который создает свою отдельную «звездочку». Лучистый эффект делает праздничные снимки еще более искристыми и сверкающими.
Для городских пейзажей попробуйте найти цепочку уличных фонарей или скопление других источников света. Идеальным временем для съемки будет так называемый «синий час» — час перед рассветом или после заката, когда небо еще (уже) достаточно светлое, но солнце скрыто за горизонтом. Камера сможет уловить этот насыщенно-синий цвет неба, даже если он не виден человеческому глазу.
Теперь, когда вы знаете базовый принцип создания «лучистых» фотографий, вы начнете видеть возможности повсюду. Так что, настраивайте свой аппарат, не забывайте про апертуру f/22, и вперед!