Проверка аккумулятора
От работоспособности аккумуляторной батареи (АКБ) во многом зависит функционирование автотранспорта, различного технического оборудования, питающегося энергией от независимого источника электрического тока. Своевременная проверка аккумулятора способствует надёжной и безотказной работе потребителей, зависящих от автономных источников электрического тока.
Существует 3 основные методики, как проверить зарядку аккумулятора:
Визуальный контроль
Проверка любой АКБ начинается с визуального контроля. Он состоит из следующего:
- Во время осмотра обращают внимание на целостность корпуса. На нём не должно быть никаких следов от потёков электролита.
- Выкручивают пробки в банках.
- Стеклянную трубочку с двумя метками опускают в каждую банку до упора в сетку.
- Пальцем зажимают верхнее отверстие трубки. Вынув её, фиксируют положение мениска жидкости.
- Нормой считается положение уровня между двумя метками. Если мениск находится за пределами нижней отметки, то в отверстия банки доливают дистиллированную воду. Проверку повторяют.
- Чтобы раствор стал однородным, батарее дают небольшое время для отстоя.
Внимание! Пониженный уровень электролита может быть вызван перегрузочным режимом эксплуатации аккумулятора. Следует протестировать генератор и устранить неисправность оборудования.
- Затем проверяют плотность электролита. Для этого используют специальный прибор, называемый денсиметром.
- Заборный наконечник опускают в банку. Отжимая резиновую грушу, засасывают жидкость в стеклянную колбу с ареометром внутри.
- Мениск жидкости будет находиться на уровне с одной из градуированных отметок плавающего ареометра.
Плотность электролита, г/см3 | Температурные условия |
---|---|
1,27 – 1,29 | Холодное время года |
1,25 – 1,27 | 18 – 220С |
1,23 – 1,25 | Жаркое лето |
Дополнительная информация. Пониженный уровень электролита, низкая его плотность приводят к быстрому разрушению свинцовых пластин и полному выходу из строя АКБ. Отклонение от нормативных показателей устраняют доливкой раствора серной кислоты в банки батареи.
Проверка без нагрузки
Важно! Все замеры нужно производить только после полной зарядки аккумулятора. Если этого не сделать, то получить объективные данные о состоянии электрооборудования будет невозможно.
Анализируя показания вольтметра, можно судить о состоянии АКБ.
Напряжение, вольт | Зарядка батареи, % | Состояние |
---|---|---|
12,9 – 12,6 | 100 | В полной исправности |
12,6 – 12,3 | 75 | Нуждается в подзарядке |
12,3 – 12,1 | 50 | Одна из банок замыкает |
12,1 – 11,8 | 25 | Подлежит утилизации |
11,8 – 11,5 | 0 | — « — |
Плотность электролита, г/см3 | Температурные условия |
---|---|
1,27 – 1,29 | Холодное время года |
1,25 – 1,27 | 18 – 220С |
1,23 – 1,25 | Жаркое лето |
Как проверить аккумуляторную батарею на работоспособность в домашних условиях
- Аккумуляторный блок полностью заряжают, установив его в зарядное устройство;
- Дисковый указатель мультиметра устанавливают напротив знака DCV (область измерения постоянного напряжения);
- Наконечники проводов прибора вставляют в пазы корпуса аккумуляторного блока. В плюсовое гнездо опускают щуп красного провода, в минусовый паз вставляют наконечник чёрного провода.
- Если экран мультиметра покажет напряжение не ниже 18 в, то батарея находится в отличном состоянии.
- Величина напряжения ниже 16 в «говорит» о том, что батарея находится в плачевном состоянии и требует замены.
Проверка батареи ноутбука
Если своевременно проверить аккумулятор мобильного персонального компьютера, это поможет избежать неприятной ситуации, когда ноутбук замрёт вдали от электрических розеток. Средний ресурс АКБ достигает 400-500 циклов разрядки – зарядки. Срок службы составляет 3-4 года. По мере эксплуатации ноутбука возрастает износ батареи. Время работы устройства до зарядки сокращается.
Тестирование проводят с помощью программного обеспечения Windows. В результате запроса на дисплее компьютера отразится информация о первоначальной и фактической ёмкости батареи.
Например, было получено сообщение: 54020 и 24010. Процентное соотношение этих величин составит: (24010/54020) х 100 = 44,4%. Батарея утратила 55,6% ёмкости, и предстоит скорая замена аккумулятора.
Полная разрядка/зарядка
Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.
Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться – зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.
Быстрое проведение измерений, особенно многократных
Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации
Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов
Материал подготовлен
техническими специалистами компании “СвязКомплект”.
Время разряда, часы | Относительная емкость, % |
0,1 | 37 |
1,3 | 48 |
0,7 | 53 |
1,9 | 76 |
4,2 | 84 |
9,2 | 92 |
20 | 100 |
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность — 110 фото определения состояния аккумуляторной батареи своими руками
Другие способы самостоятельной проверки аккумулятора авто на работоспособность
Но это весьма условная проверка, и если после неё возникли подозрения, следует приступить к более тщательной диагностике.
Визуальный осмотр
Проводится для выявления видимых дефектов корпуса, таких, как трещины, вздутия, потёки. Наличие трещин и вздутий – это прямое указание на необходимость покупки новой батареи. Потёки электролита, приводящие к появлению токов утечки, устраняют с помощью слабого раствора соды (ч. ложка порошка на 100 мл воды).
Проверить наличие саморазряда батареи можно, подключив один из щупов мультиметра к плюсовой клемме батареи, а второй водя по крышке в местах наличия загрязнений.
Проверка уровня и плотности электролита
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность?
- Наиболее очевидным признаком неисправности батареи является горящая лампочка с изображением АКБ на приборной панели. Обычно она загорается только во время пуска мотора и гаснет, как только он начал работать. Если сигнализатор горит постоянно или мигает во время движения авто – аккумулятор не получает заряд от генератора, а о вреде недозаряда мы уже говорили. Нужно немедленно искать причину проблемы и устранять её.
- Визуальный осмотр, выполняемый при проверке уровня масла, может выявить признаки вздутости корпуса батареи. Это – следствие перегрева или результат воздействия отрицательных температур (замерзание и расширение электролита). Такую батарею эксплуатировать нельзя.
- Некоторые АКБ имеют прозрачные окошки для проверки уровня электролита. Если вы заметили, что он из прозрачного стал тёмным или мутным – это свидетельство того, что пластины начали сыпаться и в скором времени батарея «умрёт».
- Наконец, неприятный запах тухлых яиц в моторном отсеке, являющийся следствием выделения паров серной кислоты, может свидетельствовать о постоянном перезаряде батареи со всеми вытекающими последствиями.
Измерение уровня заряда
Инструкция, как правильно проверить аккумулятор мультиметром идем в комплекте с этим прибором, поэтому трудностей возникнуть не должно. Для этого следует только установить переключатель в нужное положение и подключить щупы к прибору.
Проверка аккумулятора тестером, в нашем случае это мультиметр, осуществляется следующим образом:
- Установите переключатель на измерение напряжения на 20 Вольт, в нашем случае этого будет достаточно.
- Красный щуп присоедините к плюсовому контакту аккумулятора, а черный щуп к минусовому.
- Запомните показания прибора, напряжение на рабочем аккумуляторе составляет 12,5-13 В.
Теперь вы знаете как проверить аккумулятор на работоспособность в домашних условиях. Желаем чтобы ваш аккумулятор отлично работал в абсолютно любую погоду!