ПОИСК ОБРЫВА И КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ РЦ.
Поиск отказа в РЦ сводится к определению места обрыва или короткого замыкания.
Для обрыва (завышенного сопротивления) характерен резкий перепад напряжения по обе стороны обрыва цепи.
При коротком замыкании характерна значительная, против нормы понижения напряжения на рельсах, питающего конца и сведения его к нулю по мере приближения к месту замыкания. Определить место короткого замыкания особенно в разветвленных РЦ, можно короткоискателем с индукционной катушкой, типа ИРЦ-58 или другими аналогичными приборами.
Допустим, что на рельсах питающего конца РЦ напряжение понижено, по сравнению с нормой, значит в РЦ короткое замыкание. Чтобы лишний раз убедиться в этом, нужно вскрыть путевую коробку и измерить сначала напряжение на низкой стороне питающего трансформатора, а затем падение напряжения на ограничителе сопротивления. Оба напряжения будут почти одинаковы.
Аналогично ищут короткое замыкание и в двухниточных РЦ, при этом искатель устанавливают на любой рельсовой нити.
Чтобы ускорить определение характера отказа двухниточной РЦ, при обесточивании путевого реле, необходимо измерить напряжение на путевых реле РЦ граничащих с отказавшей РЦ. Если эти напряжения резко уменьшились, то это свидетельствует о том, что произошло короткое замыкание в изолированном стыке, разграничивающим отказавшую соседний с РЦ.
О наличии обрыва сигнальной нити рельсовой линии, можно судить в путевых реле. Например: когда одно реле под током, другое без тока. Если же оба путевых реле не возбуждены, то в обрыве убеждаются по повышенному, против нормы напряжению на питающем конце. При этом место обрыва находится между питающим концом и стрелочным соединителем 3300 мм, т.к. питание не поступает на оба реле.
Когда обесточено только путевое реле, то место обрыва находится между стрелочным соединителем и релейным концом. Если обесточено только реле, то возможен обрыв или плохой контакт в стрелочном соединителе или место обрыва находится между соединителем и релейным концом.
При однониточных РЦ, целостность тяговой РЦ не контролируется, в связи с этим при проверке таких РЦ на шунтовую чувствительность нужно накладывать испытательный шунт через каждые 100 м в рельсовой лини, для того чтобы убедиться в отсутствии двух и более обрывов тяговой рельсовой цепи.
Железобетонные шпалы имеют высокую электропроводность, бетон очень быстро поглощает влагу и медленно ее отдает, в следствии чего большей частью шпалы бывают влажными.
В РЦ с такими шпалами основная часть утечки тока, замыкается по верхнему слою балласта и шпал. Во время совместного с дорожным мастером (ПД) внешнего осмотра РЦ должны обращать внимание на состояние изолирующих втулок, закладных болтов, резиновых прокладок на отсутствие касания клемм с закладными болтами. Клеммные и закладные болты должны быть прочно затянуты.
Основная цель проверки- предупреждение и выявление односторонних пробоев изоляции и касания закладных болтов с клеммами. Односторонний пробой изоляции или пониженной изоляции шпал можно определить вольтметром, сравнивая напряжение между рельсами и между рельсом и закладным болтом противоположной стороны.

Электрическая цепь. Чем прозвонить основные элементы
Прозвонка многожильных кабелей с целью их маркировки
При маркировке многожильных кабелей можно использовать описанные выше методы, но существуют способы, позволяющие существенно упростить этот процесс.
Способ 1: применение специальных трансформаторов, у которых имеется несколько отводов вторичной обмотки. Схема подключения такого устройства показана на рисунке.
Как видно из рисунка, первичная обмотка такого трансформатора подключена к сети питания, один конец вторичной обмотки подсоединен к защитному экрану кабеля, остальные выводы — к его жилам. Для маркировки проводов необходимо замерить напряжение между экраном и каждым проводом.
Способ 2: использование блока резисторов с разным номиналом, подключенного к проводам кабеля с одной стороны, как показано на рисунке.
Для определения кабеля достаточно замерить сопротивление между ним и экраном. Если вы хотите сделать такой прибор своими руками, то следует подбирать резисторы с шагом не менее 1 кОм, чтобы уменьшит влияние сопротивления провода. Также не следует забывать, что номинал резисторов имеет определенную погрешность, поэтому предварительно замерьте их омметром.
При проверке телефонного многожильного кабеля монтажниками не редко используется гарнитура для прозвонки, например ТМГ 1. Собственно, это две телефонные трубки, к одной из которых подключена батарейка на 4,5 В. Такое несложное приспособление позволяет не только проверить кабель, а и согласовывать свои действия при монтаже и тестировании.

Как проверить проводку в автомобиле на обрыв и короткое замыкание
- переменное сопротивление R1 – 100 кОм;
- резистор R2 – от 4 до 8 МОм;
- конденсаторы электролитического типа: C1 и С3 – 220 мкФ, С2 – 33 мкФ;
- конденсатор керамического типа с емкостью 0,1 мкФ;
- D1 – микросхема LAG 665 (желательно в корпусе DIP);
- SP – обычный наушник от телефонной гарнитуры.
Проверка изоляции
Для тестирования изоляции мегаомметром или мультиметром принцип прозвонки такой же, как при поиске электрической связи между жилами кабеля.
- устанавливаем на приборе максимальный диапазон — 2000 кОм;
- подсоединяем щупы к проводам и смотрим, что показывает дисплей прибора. Учитывая, что провода обладают определенной емкостью, пока она не зарядится, показания могут изменяться. Через несколько секунд табло прибора может отображать следующие значения:
- единица, это говорит о том, что изоляция между проводами в норме;
- ноль – между жилами короткое замыкание;
- какие-то средние показания, это может быть вызвано как «утечкой» в изоляции, так и электромагнитными помехами. Для установления причины следует переключить прибор на максимальный диапазон 200 кОм. При неисправной изоляции на табло отобразятся стабильные показания, если они будут меняться, то можно с уверенностью говорить об электромагнитных помехах.
Внимание! Перед проверкой изоляции электропроводки ее необходимо обесточить. Второй важный момент – проводя измерения, не прикасайтесь к щупам руками, этим можно внести погрешности.
Видео: Прозвонка провода — проверка целостности.
Короткий кабель – прозвонка
Когда шнур достаточно короткий, чтобы могли достать его оба конца щупами, дело очень простое.
Касаемся одного конца провода одним наконечником, а другого конца провода другим и ожидаем звукового сигнала или результата измерения на дисплее.
Провода могут выгибаться, поэтому надо сжать кончик шнура с щупом пальцами. Но делаем это только в том случае, если чётко проверили что кабель не под напряжением. Мультиметр пищит, сопротивление 0.0 Ом – всё ОК!

Заключение
- Короткий провод – можно проверить в одном месте с помощью мультиметровых щупов
- Длинный провод – конец провода на большом расстоянии от нас или в двух разных помещениях
- Длинный кабель – только один провод работает на данном участке или много проводов, но мы хотим проверить каждый отдельно.
Проверка одного длинного провода
А если нужно проверить только одну жилу? Это можно сделать так. Например есть 2-х проводный кабель, и интересует, оборвана ли только одна линия, и если да, то какая.
В основном вы должны делать то же, что и в предыдущем этапе, только с использованием дополнительного провода с любым поперечным сечением.
Берем дополнительный шнур и с одной стороны прикручиваем его к проводу, который хотим исследовать. Ведем его ко второму месту, где расположен второй конец провода.
Касаемся щупами и измеряем. Если всё хорошо, будет результат измерения близко к 0 Ом, если что-то пойдет не так, измерение будет несколько kΩ, MΩ или даже на дисплее будет просто 0L – обрыв.