Что делать, если постоянно бьет статическим электричеством?
Предмет или поверхность бьет током – это опасная ситуация. Не всегда она связана с поломками оборудования. Иногда это статическое электричество. Биоток накапливается и на теле человека. Чтобы бороться с этим явлением, используют разные методы. Это не только заземление, но и специальное активное и пассивное антистатическое оборудование.
С научной точки зрения электризация происходит из-за сложного молекулярного процесса, когда сталкиваются неоднородные поверхности, и электроны и ионы начинают перераспределяться. Чем больше площади поверхностей, тем выше степень электризации.
Электростатический заряд чаще всего возникает в результате трения. В сухом воздухе он накапливается быстрее. Но бывает и так, что вода бьется током, что может негативно отражаться на здоровье человека.

Екатеринбургский водитель трамвая рассказал, что такое осенний юз и как он влияет на управление вагоном, 3 октября 2022 года | e1. ru — новости Екатеринбурга
Статическое электричество на производстве: причины возникновения
Причины, по которым происходит статическая электризация, бывают разными:
- непосредственный контакт между физическими телами, после которого происходит их разделение;
- трение (это бывает, когда контактируют два диэлектрика или диэлектрики и металл);
- различные манипуляции с материалом (разматывание или наматывание слоев);
- резкие температурные скачки (когда происходит мгновенное охлаждение или перемещение в прогретую духовку);
- статическое напряжение возникает при процессах резания, особенно с использованием специальных станков для раскроя.
Будь то квартира или промышленное помещение, статическое электричество часто накапливается на полу, покрытом линолеумом. Человек тоже его накапливает – например, на волосах. Одежда из синтетики часто бьется током по той же причине.
Категорически запрещенные действия
Если есть подозрения на удар током (фото приводится в статье), то есть определенный спектр телодвижений, которые предпринимать нельзя ни в коем случае.
- Запрет на притрагивание к человеку, пока нет уверенности в том, что он больше не соприкасается с источником.
- Перемещение пострадавшего допускается только в самых крайних случаях. Нередки ситуации, в которых при падении люди ломают кости. Не владея всей информацией, вы можете нанести вред.
- При наличии искрящего провода близко подходить к нему нельзя. Минимальное расстоянии — 6 метров.
- Если человека ударило из оборванного кабеля, нельзя идти к нему, широко шагая. Между ногами может возникнуть шаговая дуга, и вы окажетесь рядом со спасаемым в беспомощном состоянии. Идти нужно меленько, стараясь не отрывать ноги от земли.
Как бы ни цинично это ни звучало, при оказании помощи тому, кто испытал удар током, нужно сначала позаботиться о своей безопасности. Иначе и пострадавшему не помочь, и себе можно навредить.

Почему ноль бьет током: причины, откуда напряжение на нуле
- Тепловое — вследствие сопротивления тканей организма электрическая энергия переходит в тепловую, вызывая электрические ожоги в характерных местах входа и выхода тока, которые называют знаки тока. При прохождении через ткани тепловая энергия изменяет и разрушает их.
- Электрохимическое — приводит к сгущению и склеиванию клеток крови, перемещению ионов и изменению заряда белковых молекул, образованию паров и газов. Пораженные ткани приобретают ячеистый вид.
- Биологическое — нарушается работа скелетной мускулатуры сердца, нервной и других систем.
Степени тяжести электротравм
Различают четыре степени тяжести травм, полученных при ударе током. Травма первой степени ведет к судорожному сокращению мышц без потери сознания. При травме второй степени к описанным симптомам добавляется кратковременная потеря сознания без нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Дыхание, как правило, сохранено.
Травма третьей степени ведет к сильным судорогам, сопровождаемым потерей сознания, сбоями в работе сердца и органов дыхания. Последняя, четвертая степень поражения током приводит к клинической смерти.
Во всех случаях первым делом следует прервать контакт пострадавшего с проводником тока.
При ударе током организм испытывает электрохимическое воздействие, ведущее часто к омертвению тканей. Возможны термические ожоги разной степени интенсивности. Поражение током несет и механическое действие: ткани организма могут расслаиваться, что вызвано перевозбуждением мышц и нервных окончаний.
«Вагон едет словно на лыжах»: почему трамваи становятся опаснее во время листопадов
Если спросить водителей трамваев, в какой период года им сложнее всего водить трамваи, то многие назовут именно осень. Листопады совершенно не влияют на колесный транспорт, но при этом являются большой проблемой для рельсового. В этой колонке водитель трамвая Максим Кожин объясняет, почему так происходит.
Главная проблема — скользкие рельсы. Это явление называется юзовым состоянием путей, или просто юзом. Длится оно обычно каждый год, с сентября по апрель. На всю осень и зиму рельсы становятся скользкими, это примерно как зимой в гололедицу ездить на летней резине. Трамвай в зимние покрышки не обуешь: его колеса — это железо круглый год.
Осенний юз в листопад намного опаснее зимнего обледенения. В местах, где рельсы уложены на одном уровне с асфальтом или землей, упавшие с деревьев листья попадают на рельсы и давятся колесами трамвая, образуя масло.
Когда сила тяги становится сильнее сцепления колес с рельсами, то на ровном месте они начинают пробуксовывать. Находясь в трамвае, можно очень хорошо услышать, как при торможении колёса частично или вообще полностью перестают крутиться, но при этом скорость вагона не снижается!
Из-за раздавленных листьев на рельсах образуется маслянистый налет. Колеса на нем проскальзывают
С улицы картина страшнее: видно, что колёса не двигаются, но вагон едет, словно на лыжах. В таких случаях водитель обычно использует экстренное торможение магнитами, которые при таком состоянии путей играют роль тормозов.
Также у каждого трамвая есть подача песка на рельсы, которую водитель использует при необходимости. Песок улучшает сцепление колес с рельсами, но этот способ помогает не всегда. Например, если трамвай, двигаясь на спуске в листопад и моросящий дождь, собирается остановиться, то песок в такой ситуации может оказаться бесполезен.
Поэтому не следует удивляться, что осенью трамваи ездят медленнее. На линии много препятствий в виде машин или людей, а при высокой скорости вагон может вовремя не остановиться.
На обособленном полотне, где рельсы выше, листья на рельсах не задерживаются, их сдувает ветром. В этом плане машинистам поездов проще. Их пути листопад не берет, да даже если бы и брал, каждые сто метров поезд останавливать не нужно, в отличие от трамвая.
Кстати, насчет мойки рельсов: чтобы листопад не был страшен трамваю, нужно, чтобы на линию по необходимости, подобно снегочисту зимой, выезжал специальный поливомоечный вагон, который моет рельсы от всей этой гадости, что на них налипла.
К сожалению, спецвагона, который устраняет осенний юз, в нашем городе нет, поэтому водителям и пешеходам советую соблюдать внимательность и осторожность, когда вы находитесь вблизи трамваев.
