Устройство, принцип действия
Аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин, погруженных в раствор серной кислоты. Одна из них является анодом, другая – катодом. В результате взаимодействия свинца с серной кислотой на поверхности пластин образуется сульфат свинца PbSO4.
Для заряда аккумулятора нужно приложить к аноду положительное напряжение, а к катоду – отрицательное, после чего на аноде начнет образовываться двуокись свинца PbO2, а на катоде – губчатый свинец Pb.
- При разряде происходит обратное восстановление до сульфата свинца.
- Напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет около 2,12 В.
- Стартерная аккумуляторная батарея с номинальным напряжением 12 В содержит шесть аккумуляторов, соединенных последовательно.
- Следовательно, то, что в просторечье часто называют «аккумулятором», на самом деле является аккумуляторной батареей.
Заряжают АКБ с помощью специальных зарядных устройств ЗУ («зарядок»), которые можно приобрести в автомагазине, но можно изготовить и самостоятельно.
Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
- Стабилизированным током 2 Iн до 14,4В, затем 4 часа током Iн;
- Постоянным напряжением до14,4 В с ограничением тока до 5 Iн в течение 20 часов, затем четырехчасовая зарядка стабилизированным током 0,5 Iн.
Основные параметры
АКБ характеризуется различными параметрами, главными из которых являются:
- Номинальный разрядный ток Iн – это ток, который АКБ может в течение 20 часов отдавать в нагрузку, и при этом напряжение на ее выводах не опускается ниже 10,5 В;
- Номинальная емкость С20, измеряется в Ач. Это количество энергии, которое может отдать АКБ за 20 часов при разряде номинальным током. Величина Iн определяется как результат деления С20 на 20. Например, для емкости 60 Ач он равен 3 А;
- Фактическая емкость Сф – используется для оценки батареи – чем Сф больше, тем батарея лучше;
Понадобится
- Зажимы типа «крокодилы» (Можно и без них, сделав петли из провода).
- Галогеновая лампа 55 Вт (Если такой нет, можно взять две лампы мощностью по 21 Вт и соединить их паралельно).
- Провода, сечением минимум 1,5 кв.мм.
- Мультиметр.
- Блок питания ноутбука.
Около 8 Вольт, что означает глубокий, даже полный разряд. Для облегчения выхода газа, отвинчиваем все пробки заливных горловин.
Берем галогеновую лампу и прикручиваем к ее контактам провода.
Находим плюс и минус в контактах блока от ноутбука. Подключаем источник к батарее, а в разрыв включаем галогеновую лампу накаливания. Она будет играть роль гасящего резистора.
Зарядка идет правильно, аккумулятор начал набирать заряд.
Переводим мультиметр в измерение тока и включаем его в разрыв цепи.
Ток заряда составил более 2-х ампер. Что в свою очередь для емкости такой батареи маловато, поэтому придется увеличить время заряда.
По истечению суток ток снизился. Проверяем плотность заряженной батареи при помощи ареометра.
Плотность электролита в полной норме. Аккумулятор полностью заряжен, о чем свидетельствует напряжение 14,4 Вольта. Отключаем самодельный зарядник. Завинчиваем пробки отсеков заливных горловин.
Как зарядить автомобильный аккумулятор блоком питания ноутбука
Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля
Начнем с того, что зарядка аккумулятора предполагает подачу на него такого тока, которого не хватает батарее для полного заряда. На основе данного утверждения можно ответить на вопросы, каким током заряжать аккумулятор автомобиля,а также сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
Основой для расчета времени заряда АКБ является емкость аккумулятора. Зная данный параметр, время заряда просчитывается достаточно просто. Если аккумулятор имеет емкость 50 А•ч, тогда для полной зарядки требуется подать на такую батарею ток не более 30 А•ч. На зарядном устройстве выставляется 3А, что потребует десять часов для полной зарядки аккумулятора зарядным устройством.
Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на ЗУ ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать батарею еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.
Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить на ЗУ 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки. Отметим, что данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А.
Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается его ресурс. Также отметим, что использование способов заряда аккумулятора, которые направлены на сведение к минимуму негативного процесса сульфатации пластин, на практике не имеют заметных положительных результатов.
Правильная эксплуатация аккумулятора в зависимости от его типа (обслуживаемый и необслуживаемый), исключение глубокого разряда и своевременная зарядка при помощи ЗУ позволяют кислотному аккумулятору исправно работать от 3-7 лет.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками
- Изготовление зарядного устройства от источника, который на своем выходе имеет напряжение около 13-14 В, а также способен обеспечить силу тока больше 1 Ампера. Для такой задачи подойдет блок питания ноутбука.
- Зарядка от обычной бытовой электрической розетки 220 Вольт. Для этого понадобится наличие полупроводникового диода и лампы накаливания, которые последовательно соединяются в цепь.
Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора
Правильная зарядка и ряд условий, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить нормальный запуск двигателя даже в условиях крайне низких температур. Главным показателем состояния АКБ является степень его заряда. Далее мы ответим, как узнать, заряжен ли аккумулятор автомобиля.
Далее можно оценить состояние аккумулятора по напряжению на выводах АКБ:
Вилку нужно подключить к соответствующим выходам на батарее, после чего через 6-8 сек. зафиксировать показания, которые отображает вольтметр. Далее можно оценить степень заряда батареи по напряжению с использованием нагрузочной вилки:
Следующим способом, который позволяет проверить заряд АКБ, является замер напряжения на выводах батареи в тот момент, когда производится запуск ДВС. Данные измерения можно считать достоверными только при условии нормально работающего стартера.